В размещенном регулятором информационно-аналитическом материале приведено два примера внедрения займодателями нерадивых практик. В обрисованных ситуациях были использованы заемщики, банки и микрокредитные компании. В одной из них клиент хотел взаимодействовать с банком, а получил средства от МФО, в иной — был введен в заблуждение и заполучил ненадобную ему доп услугу. Рассмотрим эти примеры детальнее.
Замена кредитора
Пользователь решил оформить кредит для приобретения обучающего online-курса. В критериях покупки медиаконтента было обозначено, что деньги на него предоставит партнерский банк. Но после подачи обращения клиенту на почту прислали контракт на кредит от микрокредитной компании. МФО оказалась связанной с банком, в каком вначале желал получить средства пользователь.
Чтоб урегулировать положение дел, клиент обратился в бюро сведений о кредитных обязательствах. В БКИ ему сказали, что изначальную заявку на кредитование банк отклонил. Однако чтоб не терять заемщика, он без его согласия передал анкету в дочернюю микрокредитную компанию.
В Центральном банке подчеркнули, что в ближайшее время банки обязаны почаще отказывать по заявкам из-за ограничений максимальной полной цены займа. Если возможный заемщик относится к группе рискованных, то кредитору легче перенаправить его в МФО (они имеют наименее строгие требования относительно лимитов под сделки клиентов с высочайшим показателем долговой перегрузки). Регулятор думает, что такую практику необходимо пресекать. Для заемщиков из группы риска следует организовать специальную категорию с больше приклнными критериями. Это дозволит им получать кредиты в банках без ограничений, которые связаны с ПСК.
Навязывание допуслуг
Во 2-ой истории клиент пришел в банк для дизайна займа на приобретение машины. В процессе обслуживания банковские сотрудники предложили ему приобрести также «пакет сервисных услуг». Они объяснили пользователю, что это поможет ему понизить процентную ставку по соглашению. В данный пакет заходила, в числе остального, услуга правовой консультации.
Заемщик решил, что без реализации этого условия он не получит кредит, потому согласился. Что конкретно он заполучил, пользователь додумался позднее. Он попробовал отрешиться от правовой услуги, но у него ничего не вышло. После подписания контракта допуслуга была признана предоставленной.
Регулятор подчеркнул, что с 21 января 2024 года действуют новые требования к кредиторам, обязывающ?? их докладывать заемщикам обо всех доп пакетах, консультациях и прочем. Кроме того, пользователи получают возможность отрешиться от них в течение следующих 30 дней (ранее срок был двух недель). Это новшество на данный момент не очень помогает избегать вопросов с одномоментными услугами (оказанными при выдаче займа), но Центральный банк уповает с течением времени разобраться и с ними.
Кредиторы сейчас должны выносить данные о допуслугах в некоторое заявление. Так их не получится утаить в тексте контракта небольшим шрифтом. Кроме того, заявлений будет два. Одно — со перечнем всех услуг, приобретение которых оказывает влияние на цена займа и подсчет ПСК. 2-ое — с списком допуслуг, покупка которых не влияет на займе и шансах на его одобрение. Этот подход должен посодействовать пользователям разобраться, от каких доп расходов они могут отрешиться без последствий для денежного контракта. Если какие-то из них он все-же приобретет, то на протяжении месяца сумеет от них отрешиться.