Центральный банк привел примеры нерадивых практик в секторе потребкредитования

В размещенном регулятором информационно-аналитическом материале приведено два примера внедрения займодателями нерадивых практик. В обрисованных ситуациях были использованы заемщики, банки и микрокредитные компании. В одной из них клиент хотел взаимодействовать с банком, а получил средства от МФО, в иной — был введен в заблуждение и заполучил ненадобную ему доп услугу. Рассмотрим эти примеры детальнее.

Замена кредитора

Пользователь решил оформить кредит для приобретения обучающего online-курса. В критериях покупки медиаконтента было обозначено, что деньги на него предоставит партнерский банк. Но после подачи обращения клиенту на почту прислали контракт на кредит от микрокредитной компании. МФО оказалась связанной с банком, в каком вначале желал получить средства пользователь.

Центробанк привел примеры недобросовестных практик в сегменте потребкредитования

Чтоб урегулировать положение дел, клиент обратился в бюро сведений о кредитных обязательствах. В БКИ ему сказали, что изначальную заявку на кредитование банк отклонил. Однако чтоб не терять заемщика, он без его согласия передал анкету в дочернюю микрокредитную компанию.

В Центральном банке подчеркнули, что в ближайшее время банки обязаны почаще отказывать по заявкам из-за ограничений максимальной полной цены займа. Если возможный заемщик относится к группе рискованных, то кредитору легче перенаправить его в МФО (они имеют наименее строгие требования относительно лимитов под сделки клиентов с высочайшим показателем долговой перегрузки). Регулятор думает, что такую практику необходимо пресекать. Для заемщиков из группы риска следует организовать специальную категорию с больше приклнными критериями. Это дозволит им получать кредиты в банках без ограничений, которые связаны с ПСК.

Навязывание допуслуг

Во 2-ой истории клиент пришел в банк для дизайна займа на приобретение машины. В процессе обслуживания банковские сотрудники предложили ему приобрести также «пакет сервисных услуг». Они объяснили пользователю, что это поможет ему понизить процентную ставку по соглашению. В данный пакет заходила, в числе остального, услуга правовой консультации.

Центробанк привел примеры недобросовестных практик в сегменте потребкредитования

Заемщик решил, что без реализации этого условия он не получит кредит, потому согласился. Что конкретно он заполучил, пользователь додумался позднее. Он попробовал отрешиться от правовой услуги, но у него ничего не вышло. После подписания контракта допуслуга была признана предоставленной.

Регулятор подчеркнул, что с 21 января 2024 года действуют новые требования к кредиторам, обязывающ?? их докладывать заемщикам обо всех доп пакетах, консультациях и прочем. Кроме того, пользователи получают возможность отрешиться от них в течение следующих 30 дней (ранее срок был двух недель). Это новшество на данный момент не очень помогает избегать вопросов с одномоментными услугами (оказанными при выдаче займа), но Центральный банк уповает с течением времени разобраться и с ними.

Кредиторы сейчас должны выносить данные о допуслугах в некоторое заявление. Так их не получится утаить в тексте контракта небольшим шрифтом. Кроме того, заявлений будет два. Одно — со перечнем всех услуг, приобретение которых оказывает влияние на цена займа и подсчет ПСК. 2-ое — с списком допуслуг, покупка которых не влияет на займе и шансах на его одобрение. Этот подход должен посодействовать пользователям разобраться, от каких доп расходов они могут отрешиться без последствий для денежного контракта. Если какие-то из них он все-же приобретет, то на протяжении месяца сумеет от них отрешиться.