Управляющий руководитель микрокредитной компании Lime Киселева Олеся Александровна отдала интервью одному денежному порталу, где поведала о роли искусственного ума в работе МФО, также об изменениях рынка и предпочтениях заемщиков. Разговор была подгадана к 10-летнему юбилейной дате компании. За этот период времени микрофинансовый сектор очень поменялся, а вместе с ним — и подходы кредиторов.
Какова роль искусственного ума в секторе МФО
Возможности искусственного ума уже интенсивно используются на микрофинансовом рынке.
Где пригождается ИИ:
- Маркетинг и маркетинговые кампании (генерация изображений для маркетинговых постов, создание продающих текстов, поиск новых мыслях для продвижения).
- Службы саппорта клиентов (чат-боты для ответов на пользующиеся популярностью вопросы пользователей).
- Процедуры взыскания задолженности (рассылка инфы о задолженности и другое).
Олеся Александровна подчеркнула, что всеполноценных решений в области скоринга на базе ИИ на данный момент нет. Когда их введут, кредиторы смогут заавтоматизировать почти все внутренние бизнес-процессы. Кроме того, с его помощью можно будет резвее и поточнее обрабатывать операционные данные.
В Лайм-Займ на данный момент не думают о внедрении новой технологии в скоринговый процесс. С одной стороны, ИИ может оценивать чрезвычайно большой пласт инфы и выдавать довольно четкие показатели по заявкам пользователей. Однако вместе с тем он не учитывает ограничения Центрального Банка России, некоторые эталоны работы микрофинансового рынка, индивидуальности этого бизнеса и иные причины. Компания пока не видит возможности внести все принципиальные характеристики в метод искусственного ума, чтоб он выдавал верное решение без участия обычных инструментов МФК. Возможно, что в дальнейшем разработка все-же будет добавлена и в скоринг. В Lime сказали, что сейчас более нужным в их работе инвентарем стало машинное обучение.
Как поменялся рынок МФО и что его ожидает
Олеся Александровна подчеркнула, что за прошедшие десять лет (сколько существует Лайм-Займ) микрофинансовый рынок перетерпел суровые изменения. До этого требования к такому бизнесу были низкие, а прибыль — впечатляющей, что привело к резкому увеличению числа новых МФО. Процентная ставка за использование средствами в свое время достигала три процента в день, траты были минимальными, а вмешательство Центрального Банка России — малозаметным. С возрастом положение дел поменялась: регулятор ввел огромное количество условий и ограничений для микрофинансистов, ставка была снижена до 0,8 % в день, в обязанности кредиторов вошел подсчет показателя долговой перегрузки клиентов. Притом выросла конкурентность и траты на ведение бизнеса и обеспечение работы технологий.
Кроме того, кардинальным образом поменялась бизнес-модель компаний сектора. Переломный момент наступил в 2019 году, когда online-кредиты стали популярнее их оффлайн-предположений. Тогда компаниям, хотевш?? продолжить работу, пришлось развивать свою ИТ-инфраструктуру для удаленных выдач.
С течением времени поменялось осознание МФО иными представителями отрасли экономики. Банки и средства массовой информации начали относиться к ним, как к всеполноценным игрокам рынка. Большие микрокредитные компании уже имеют доступ к банковскому фондированию и размещению облигаций.
Каковой изображение клиента, который претендует на большие суммы
За микрокредитами на крупную сумму и средний срок почаще всего обращаются бывалые заемщики со последующими чертами:
- достаточный показатель финграмотности;
- большой балл скоринга;
- удачный опыт использования услугами банков;
- низкий ПДН.
Начиная с 2017 года Lime движутся в сторону снижения количества короткосрочных кредитов. В этом году в компании возник новый вид соглашений — Mega Installment. Это альтернатива кредиту в банке с выплатами в несколько частей на протяжении года. На нее есть спрос в числе клиентов.
Олеся Александровна также упомянула, что их организация работает на рынке с 2013 года. С самого пуска проекта у него были принципиальные цели: не только попасть в топ-10 наисильнейших уполномоченных лиц сектора, да и продвинуть дело за границы государства. Так Lime начали бизнес добавочно в Мексике и ЮАР.